Как европейские империи управляли мусульманами. Австро-Венгрия

Вся серия

«Здесь оттоманское море разбилось о славянский берег»
— французский историк Шарль Диль о Боснии

Вопрос с подвохом: в каких двух странах ислам был признан в разное время, но в эпоху, когда они были одной страной? Речь идёт об Австро-Венгрии, где Австрия и Хорватия c разницей в 4 года (в 1912-м и 1916-м, соответственно) признали ислам в качестве одной из официальных религий.

Дунайская монархия имела, наверное, самое небольшое мусульманское население из всех разобранных в этой серии империй: на самом пике оно не превышало 700 тыс. человек. Однако габсбургский пример ничуть не менее интересен и по-своему даже более полезен в современных условиях — поскольку в случае Австро-Венгрии речь идёт не об удалённых заморских колониях, а о Боснии, т. е. территории, находящейся совсем рядом со столицами Европы.

Как менялось отношение австрийцев к исламу на протяжении столетий? Что привело Габсбургов в Боснию и с какими проблемами им там пришлось столкнуться? Как австрийцы взаимодействовали с исламом и мусульманскими авторитетами в этих землях?

От вражды к пренебрежению: Габсбурги против Османов

Знакомство монархии Габсбургов с исламом произошло очень рано — во второй половине XV века, ещё до того, как этот дом утвердился в качестве европейского гегемона. Правда, большая часть контактов происходила на поле боя: в 1478 году османские воины устроили несколько набегов на Каринтию, и это задало тон всем последующим отношениям.

В итоге под знаком войн с Османской империей Габсбурги провели несколько столетий. Впрочем, они воевали не только с мусульманами: в ту пору Габсбурги правили не одной Дунайской монархией, но настоящей мировой сверхдержавой, которую осаждали на всех фронтах. Но самую значительную угрозу до самого конца XVII века представляли именно Османы.

Условные границы державы Габсбургов в 1570 году. Условность заключается в том, что на Дунае и в Эскориале правили разные представители одного и того же владетельного дома, которые вели скоординированную войну за сохранение католического мира и управляли этим миром, спокойно пересекая границы «австрийской» и «испанской» зон. Например, император Максимилиан II вырос в Испании, а его сын и наследник Рудольф II провёл там 8 лет, получая образование вместе со своим братом, будущим эрцгерцогом Альбертом III. Тот же «австрийский» Альберт III был назначен губернатором «испанских» фламандских территорий

Кроме официально объявленных войн, которые имели более-менее официальные начало и конец, была ещё бесконечная фронтирная война в Восточной Европе, в ходе которой «казаки» с обеих сторон границы набегали на соседей с целью захвата их в плен и последующего выкупа. Учитывая, что эта война тянулась, по сути, веками, то её потребности преображали ландшафт и население. По обе стороны границы строились крепости — поскольку они были деревянными, то каждые 10 лет их нужно было перестраивать. Все эти процессы привели к изменению местного ландшафта: строительство крепостей и нужды артиллерии (вся османская артиллерия потребляла в год дерева столько же, сколько 200-тысячный город) вызвали обезлесение этих областей, а потребности боевых и вьючных животных сделали эти пастбища недоступными для многих местных скотоводов. Также поэтому в пограничных областях до начала XVIII века практически отсутствовали какие-то крупные крестьянские постройки вроде амбаров: какой смысл инвестировать в долговременную инфраструктуру, если через год её может сжечь вторгнувшаяся армия?

Но кроме войны фронтир — это всегда смешанное население. Периодически возникали любопытные коллизии, связанные с религией. Например, по законам ислама, мечети и прилегающие к ним земли не могли переходить по наследству к наследникам женского рода, что ставило в затруднительное положение Габсбургов (в землях которых наследование по материнской линии не было редкостью).

По мере эскалации войн менялось и отношение к исламу. Живший в эпоху раннего Ренессанса Николай Кузанский, изучавший Коран, считал, что ислам — это не отдельная враждебная религия, а христианская ересь, и потому диалог с «турками»* вполне возможен. Правда, в его эпоху Священная Римская империя в основном торговала с Османами, а при Габсбургах отношения стали гораздо более враждебными. Поэтому как только процент грамотных в их землях достиг определённой планки, к середине XVI века они включили на полную мощность печатный станок и начали тиражировать как листовки и памфлеты, живописующие ужасы османской оккупации и жизни во владениях Порты, так и новости, воспевающие победы христианских армий над турками. К концу XVII века по империи широко тиражировались пропагандистские сочинения Абрахама а Санта-Клара о пророке Магомете, где его называли похотливым сыном еврейки* и колдуна, прислуживавшего ведьмам. Культивируемые на протяжении нескольких столетий негативные стереотипы, связанные с мусульманами, оставили свой след в языках народов, населявших империю. Например, от времён Габсбургов в современном чешском языке осталось выражение «турецкий стиль управления», обозначающее административный беспорядок.

Но, конечно, память о турецких войнах более всего наложила свой отпечаток на культурную память населения из-за перенесённого стресса. В ходе войны 1683-го население Нижней Австрии сократилось на 8% в результате вызванных войной смертей и угона населения, а в Венгрии, если верить османской пропаганде, в неволю забрали 106 тыс. человек. Логично, что турки у них бессознательно ассоциируются с чем-то плохим.

Необходимость воевать означала необходимость шпионить. В XVI профессии шпиона (как и многие другие профессии) не были формализованы, а границы лояльности и государственности были гораздо более зыбкими, поэтому, несмотря на риторику религиозной войны с обеих сторон, информатором мог стать буквально кто угодно. Например, Габсбурги платили денежные и иные подарки стабильно и в течение долгого времени (то есть достаточно, чтобы можно было называть это, по сути, жалованием) таким топовым фигурам Османской империи, как губернатор Алжира Мехмед-паша, верховный драгоман Хюррем-бей и даже сам великий визирь Мустафа-паша.

При этом уровень знания восточных языков среди габсбургских дипломатов зачастую был нулевым, и в общении с османскими подданными они пользовались либо услугами белых подданных Османов (греков, славян и евреев), либо услугами предоставляемых османских переводчиков-драгоманов*. Это значительно снижало эффект любых габсбургских козней в пределах исламской державы, ибо агенты султана всегда могли оказать давление на османских подданных, которые, работая на европейцев, не обладали дипломатическим иммунитетом. Габсбургские дипломаты той эпохи в большинстве своём не знали османского языка и в качестве лингва франка в общении с османскими подданными использовали итальянский или (что удивительно) хорватский.

Скульптура в бельгийском Дендермонде, XVII в. Мухаммед цепляется за Коран, его топчут ангелы. Нажмите для увеличения

Эта ситуация сохранялась до 1640-х гг., пока Габсбурги не инициировали подготовку собственных переводчиков. От языков они плавно перешли к теологии, и в 1674 году в университете Вены появились кафедра восточных языков и корановедения. Далее ориентальные исследования расширялись, и к началу XIX века монархия Габсбургов имела сильную исламоведческую школу. Австрийская школа исламоведения того времени отличалась высоким (по нынешним меркам) уровнем исламофобии. Хотя, строго говоря, речь шла не о фобии как таковой, а о презрении: воспитанные на идеях эпохи Просвещения академики считали ислам религией народов отсталых и неспособных к развитию. Востоковед Йозеф фон Хаммер-Пургшталь, например, считал турок и персов природно способными народами, но указывал, что ислам их безнадёжно испортил. Также австрийские исламоведы не забывали напоминать свои студентам о столетиях войны с мусульманскими врагами за торжество цивилизации и традиционных католических ценностей.

По мере того, как Габсбурги переходили в наступление в XVII веке, немногочисленные мусульмане, остававшиеся на аннексированных ими землях, становились объектом католического прозелитизма, ибо католицизм был краеугольным камнем всей империи. Собственно, спонсирование обращения подвластных «турок» в христианство быстро стало очень модным среди богатых и влиятельных особ — тон здесь, как водится, задавала правящая чета: в 1696 году Леопольд I провёл торжественное крещение бывшего мусульманского командующего Буды, захваченной габсбургскими войсками за 10 лет до этого. Правда, мусульман на отбитых землях оставалось немного, поскольку мусульманские обитатели предпочитали стать мухаджирами и уйти в пределы Порты, поэтому со временем имперская знать пополняла ряды католиков за счёт уменьшающегося пула мусульманских военнопленных. Последнее более-менее крупное крещение в габсбургских пределах (14 человек) произошло под патронажем императорской семьи в 1746 году.

Окончательно османская угроза отошла в первой половине XVIII века и в дальнейшем (например, при Марии-Терезии) Османы даже могли становиться союзниками Габсбургов. Поэтому антиисламская пропаганда сбавила обороты, хотя, безусловно, мусульмане по-прежнему считались варварами. Со временем, правда, до страны дошла мода на «ориентализм» в архитектуре, дизайне и музыке. Например, Лихтенштейны в своём замке на границе Моравии и Верхней Австрии построили минарет, Мария-Терезия заказала портрет себя и мужа в восточных нарядах, а про влияние османских боевых маршей на Моцарта и так всё известно.

Что касается управления непосредственно мусульманскими подданными, то здесь австрийцы отставали от своих европейских соседей, поскольку их участие в колониальном разделе мира за пределами Европы было сравнительно скромным. Но вскоре, совершенно неожиданно для всех, Габсбурги получили в своё управление земли, населённые мусульманами — и не в Азии или Африке, а в Европе.

Entfern Kebab*нем.: «remove kebab», известный мемГабсбурги участвуют в разделе Османской империи

  • Первая боснийская газета «Босния» (1869). На первой полосе кириллица и османский. Прочие полосы полностью на османском. Нажмите для увеличения

  • Османская карта провинции Босния, 1907 г. Нажмите для увеличения

В предыдущих частях цикла мы периодически поднимали тему Танзимата в Османской империи — т. е. эпохи административных реформ в этой державе. Смысл их заключался в централизации контроля над провинциями с целью повышения управляемости империи в целом. Правда, в некоторых случаях это приводило к эскалации существующих конфликтов — так и было в боснийском вилаяте, населённым белым населением, где как и в Северной Ирландии, водораздел проходил не по расовой, но по религиозной линии. Из 1.14 млн человек населения провинции (данные на 1880 гг.) православные составляли неуверенное большинство (43%), следом шли мусульмане (39%), меньше всего было католиков (18%).

Итак, одни славяне были христианами, а другие мусульманами. Мусульмане составляли, конечно, элиту боснийского общества и, что примечательно, людей тюркского происхождения среди них было немного. Боснийские белые мусульмане сохранили свой славянский характер как в бытовой культуре, так и в языке. «Арабизация» и «тюркизация» их были поверхностны и затронули только часть элиты в начале 1850-х гг., когда Османы взяли курс на централизацию власти и стимулировали отправку детей боснийских элит в контролируемые ими школы.

Русский этнограф и путешественник Павел Ровинский о населении Боснии в период 1878–1879 гг.:

«Христианин тежак (простой рабочий), лишенный общечеловеческих прав и собственности, прокармливающий своим трудом своего господина и пробивающий себе путь к гражданским правам, и, вылезая в купцы, стоит в смысле цивилизации несравненно выше, имеет гораздо больше ума и характера, чем турчин, его господин, живущий на чужой счет, ничего не делающий, ничего не создающий и не приобретающий и в конце концов проживающийся, идущий к упадку и разорению».

«К кому он [мусульманин] должен пристать, на кого ослониться: к православным или к католикам? Вот вопрос, от решения которого зависит будущее духовное развитие Боснии, а в связи с ним и ее культурные и политические стремления».

Мусульманские элиты постоянно сталкивались с черногорскими христианами, устраивавшими набеги на их территории (черногорские христиане говорили, что защищались от набегов мусульман). К моменту османской вооружённой интервенции в 1850–1851 гг. в провинции шла вялотекущая гражданская война между двумя группами населения. Сначала Османы пытались разоружить местное население, впрочем, без особого успеха. В ходе нескольких полноценных военных кампаний в Черногории в начале 1860-х гг. им удалось замирить провинцию, но львиная доля успеха покоилась на компромиссах, которыми была щедра османская практика управления своими разнообразными провинциями: черногорцы обязались служить в османской погранслужбе, за что получали налоговые послабления и значительную степень политической автономии.

Но во второй половине 1860-х череда неурожаев вызвала в Герцеговине гуманитарный кризис, который очень быстро стал политическим. Неурожаи 1873-го и 1874-го накалили обстановку ещё больше, и вскоре в регионе вспыхнуло восстание, организованное местной православной знатью (в качестве «мускулов» выступили местные разбойники-гайдуки). Дальше всё шло по знакомому сценарию гражданских войн с огромными массами беженцев, из которых десятки тысяч бежали в габсбургскую Далмацию.

Дальше восстание распространилось на территорию Сербии, Черногории и Болгарии, и случилась очередная русско-турецкая война, закончившаяся тяжелейшим поражением Османов и ставшая, по существу, настоящим началом упадка Порты. Пусть и не в культурном, но в этническом и географическом плане Османская империя была куда ближе к Европе, нежели к Азии. Например, Османы очень долго отказывались праздновать взятие Константинополя в 1453 году, чтобы не обидеть христианских подданных — праздновать начали только в 1914 году, уже после потери большей части европейских территорий*. Последствия своеобразного европейского характера Порты можно ощутить в Турции и сегодня: по итогам Балканских войн на оставшиеся турецкими территории бежало огромное количество этнически белых мусульман, которые сформировали там общественную элиту. Они же* и стали самыми ярыми турецкими националистами и создали «европейский турецкий» дискурс, в котором воспроизводили потерянную балканскую родину. Достаточно сказать, что отцом нации и объектом поклонения существующего и поныне государствообразующего культа личности стал родившийся в ныне греческих Салониках ясноглазый светловолосый Мустафа Кемаль. Но не будем отвлекаться.

К тому моменту монархия Габсбургов по итогам многочисленных потрясений пережила реконфигурацию и превратилась в Австро-Венгрию, где вечно беспокойные венгры достигли-таки статуса имперского народа наравне с австрияками. Однако славяне, составлявшие огромную часть населения империи, были лишены таких привилегий и находились в сравнительно менее благоприятном положении с национальной точки зрения. Панславянские амбиции России грозили Габсбургам великими потрясениями в дальнейшем, и последовавшие события лишь подтвердили их опасения.

Границу с Османской империей несколько столетий охраняло славянское ополчение-«гренцеры» (по сути, аналог русских казаков), но они не могли влиять на ситуацию глубоко внутри османских земель. Поэтому Габсбурги стремились как можно быстрее локализовать и разрешить этот конфликт, и в предпоследний день 1875 года предложили Османам план автономизации Боснии-Герцеговины, создания смешанной христианско-мусульманской комиссии для урегулирования возникших споров и, самое главное, аграрной реформы в крае, позволившей бы крестьянам выкупить землю у помещиков (собственно, вопрос земли и провоцировал бо́льшую часть беспорядков, неурожай стал лишь катализатором).

Что характерно, Османы согласились, а мятежники — нет, в их интересах было эскалировать ситуацию до предела, чтобы вызвать полномасштабную войну.

Балканы — до и после

Ну а дальше случилось то, что случилось и на Берлинском конгрессе 1878 года: австрийские дипломаты выбили право занять Боснию-Герцеговину и управлять ею на правах миротворцев. Османы были категорически несогласны с таким явным нарушением своего суверенитета и воспротивились введению войск. В ответ Габсбурги устроили полномасштабное военное вторжение в Боснию. Случившаяся война была короткой (примерно 4 месяца), но крайне кровопролитной, с тысячами убитых и раненых с одной только австрийской стороны. Османы не участвовали в конфликте напрямую, но всячески содействовали боснийским инсургентам — сегодня такую войну назвали бы гибридной. И религия играла в ней не последнюю роль.

Sputnik & Pogrom
sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com /
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



О проекте Спутник

"Спутник и погром" - Американско-израильский информационный проект по высмеиванию революционной ситуации в России 2014 года. Активно публикует уникальные материалы с целью вызвать национальную ненависть среди русскоязычного народа.

Последние новости

 

Революция 5.11.2024

Twitter октября 19, 19:31
Рус Славящий Ярило: нужно валить с России! даже 5.11.17 показал что никакого народа уже нет http://youtube.com/watch?v=tjftFYp3u6Q&lc=Ugx_jA9jLSpVP3PnsKR4AaABAg

Twitter октября 19, 19:31
Рус Славящий Ярило: нужно валить с России! даже 5.11.17 показал что никакого народа уже нет http://youtube.com/watch?v=tjftFYp3u6Q&lc=Ugyrx4M6--VSCGsif6F4AaABAg

Twitter октября 17, 21:31
Nikita04 Мещеряков: Сравнить ход и итог революции России и Германии, после первой мировой войны. https://ift.tt/2AeAOz1

Twitter октября 15, 15:36
domed: Тайга Дремучая до революции Россия и Франция были друзьями с большими связями со времён 18 века. Дружеские о… https://twitter.com/i/web/status/1051859380419944448

Twitter октября 15, 15:36
Jan Lewandowski: Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. 1917-1918 автора Альберт Рис Вильямс. От… https://twitter.com/i/web/status/1051859377148313603

Twitter октября 14, 23:21
Caters Panzers: шанц увас был 5.11.17. !а циперь машци попу вазилинам и пытаицись паймаць каиф :) http://youtube.com/watch?v=nRqZakMxPWs&lc=UgyUIxZk3bhcZG_BYEZ4AaABAg.8mOjrinSUlu8mOkW346PCa

Twitter октября 13, 23:21
Сергей Никитин: +татьяна мулик Вы не правы изначально. Ни чего не делается просто так. Были предпосылки к революции… https://twitter.com/i/web/status/1051251513891463168

Twitter октября 13, 17:41
Советские плакаты СССР: ссср совок сталин ленин плакат советскийсоюз советскиеплакаты революция россияhttps://twitter.com/i/web/status/1051165996562698240

Twitter октября 13, 17:16
Советские плакаты СССР: ссср совок сталин ленин плакат советскийсоюз советскиеплакаты революция россияhttps://twitter.com/i/web/status/1051159828951908353

Twitter октября 13, 17:16
Советские плакаты СССР: ссср совок сталин ленин плакат советскийсоюз советскиеплакаты революция россияhttps://twitter.com/i/web/status/1051159826787721216

Подпишись в Твиттере