General Motors: производственный эпос о машинах, огне, стали и корпоративном управлении

Так уж сложилось, что именно крупнейшие автомобилестроительные концерны США часто оказывались на острие организации производства, дизайна, маркетинга и в особенности менеджмента. Вплоть до 30-х годов ХХ века огромную, хотя и неодинаковую роль в развитии автомобильной индустрии играли конкурировавшие между собой Ford и General Motors. И если компания Форда дала не имеющий аналогов образец поточного выпуска дешёвого массового авто (модель «Т»), то General Motors подняла на качественно новую ступень все стороны автобизнеса и менеджмента.

Начало

Компания General Motors зарегистрирована 16 сентября 1908 года с подачи президента фирмы Buick Уильяма Дюранта. Этот предприимчивый человек в отличие от Форда предпочитал объединять как можно больше компаний под одну крышу. Уже к 1910 году он создал целую группу компаний, куда входили упомянутый Buick, Cadillac, Oldsmobile, Oakland и еще с десяток более мелких фирм. Ещё через 8 лет с помощью разных финансовых комбинаций он присоединил к этой автомобильной корпорации ещё и Chevrolet, а также United Motors.

Логично предположить, что владея таким количеством разноплановых компаний из одной отрасли, он стал предлагать покупателям автомобили по совершенно разным ценам, надеясь выиграть на объёме продаж. Однако сама General Motors была крайне децентрализована. А Дюрант чаще, чем хотелось бы вкладывался в малоперспективные и даже убыточные предприятия, влезая в долги. Поэтому уже к 1910 году General Motors контролировалась синдикатом банкиров из Бостона и Нью-Йорка. Обратившись сначала к концерну Дюпонов, Дюрант, однако, продолжал брать кредиты и у других банкирских домов — у Моргана и Нобеля. Таким образом он хотел искусственно поддержать высокий курс акций компании на рынке ценных бумаг.

...

Но дела всё равно шли плохо. И в первую очередь из-за плохого управления. Десятки компаний под крылом General Motors бесконтрольно варились в собственном соку, работая себе в убыток. Дюрант трудился с полной отдачей, но энтузиазм не мог компенсировать недостатки менеджмента и провалы в технических знаниях. Да, Уильям не имел никакого отношения к автомобилестроению — до этого он работал в страховой фирме, агентстве недвижимости и магазине. Но для Америки тех лет это совершенно обычная ситуация. Автомобильный бизнес на заре становления был очень прибылен, и смельчаки из самых разных страт пытались делать в нем деньги.

Конец злоключениям и хаосу в компании положил Альфред Слоун. Родившись в семье торговцев чая и кофе, он в 1895 году закончил знаменитый MIT с дипломом инженера-механика и стал работать чертежником на предприятии, выпускавшем шарикоподшипники. Затем он перешёл в компанию по производству холодильников, но она довольно быстро обанкротилась. Разочаровавшись, он уговорил отца заняться бизнесом и купить тот самый шарикоподшипниковый завод, где он работал ранее.

Довольно быстро дела у предприятия пошли в гору. Появились крупные заказчики в лице целого ряда автомобилестроительных компаний, в том числе Ford и General Motors. Некогда захудалое предприятие стало бурно развиваться, и уже к 1916 году там работало почти 4 тысячи человек. По долгу службы, а также из собственного интереса он детально изучил рынок сбыта автомобилей, финансовую и коммерческую стороны дел компаний, с которыми сотрудничал.

Слоун высоко ценил принципы Генри Форда — понижение цен на автомобили с расширением объёма их производства и высокой оплатой труда рабочих. Часто сравнивал качество менеджмента у фирм-поставщиков и их клиентов — производителей авто. Не в пользу последних. Поэтому в своей компании Слоун развернул систему научной организации труда, нанял химиков и металлургов, установил строгий контроль за качеством продукции. Роль менеджеров резко возросла. Раньше они занимались поставками тех или иных материалов и частей авто, теперь же получали ключевые посты на предприятии. Его принципы работы и позволили ему сыграть значимую роль в General Motors. 1916 году Дюрант предложил Слоуну продать его шарикоподшипниковую компанию. Ударив по рукам, Слоун получил пост президента United Motors.

Попытка обуздать хаос

Стиль Дюранта поначалу удивил Слоуна. Инновации и смелые идеи в нем переплетались с диктаторскими замашками. Уильям привык принимать решения единолично, часто даже не вникая в дела и не слушая советы менеджеров — чисто интуитивно. С огромной компанией нельзя было обращаться столь легкомысленно. Поэтому Слоун предложил свой вариант управленческих реформ. Дюрант предложение забраковал. А тем временем неповоротливый «монстр» General Motors продолжал терять рычаги управления…

В 1919 году Дюрант попытался втиснуться на рынок сельхозтехники, что усугубило ситуацию. Он подглядел идею у Форда, но, как это не раз бывало, не оценил возможные риски. Рынок и без двух автогигантов оказался пересыщен и поделен между крупными производителями. Завоевать покупателя оказалось невероятно трудно. Форд пошел проторенным путём — его трактора стали самыми дешевыми на рынке. Но и это ему не помогло, пришлось фиксировать убытки и сворачивать производство. Дюрант наступил на те же грабли, но ударило его больнее — трактор Samson оказался неудачной моделью, а снизить его цену не позволил недостаток производственных мощностей. Через три года проект закрыли. Убытки составили 30 млн долларов.

Слоун и менеджеры компании не раз предупреждали Дюранта — нельзя бесконечно расширять компанию, это приведет к краху. Но тот был уверен — чем больше компаний он приобретет, тем больше будут темпы развития. После окончания Первой мировой войны все отделения General Motors увеличили закупки сырья и материалов, рассчитывая на оживление спроса. Однако в середине 1920 года спрос на автомобили резко упал. Производители сокращали расходы, ликвидировали запасы и снижали цены. Но только не General Motors! Дюрант отказался снижать цены. Почему? Его волновал курс акций фирмы. В итоге пока Уильям неотрывно следил за стоимостью своей компании на бирже, заводские дворы заполнили тысячи непроданных автомобилей.

Слоун больше не мог терпеть это безумие. Он уволился и отправился в путешествие. По возвращении его ожидала новость — Дюранта отстранили от дел.

Компанию General Motors накрыл жестокий кризис. От краха её спасли лишь действия концерна Дюпонов. Выплата задолженностей и жёсткий контроль за финансовой деятельностью предприятия сделали своё дело — General Motors немного ожила. Перед новым президентом компании Пьером Дюпоном и получившим пост вице-президента Слоуном стояла ещё более сложная задача — внутренняя реорганизация фирмы.

Прежний руководитель (он, кстати, открыл собственную автомобильную компанию, которая вскоре обанкротилась) совсем не думал о структуре компании. Он просто присоединял всё новые и новые предприятия, усиливая неразбериху. Пока всё шло хорошо, менеджмент справлялся. Но любой сбой тут же сталкивал компанию в пучину хаоса. Дюранта больше заботили переговоры с банкирами и биржевыми маклерами, процессы в компании он отдал в руки менеджеров среднего звена.

Меж тем ситуация продолжала ухудшаться. В январе 1921 года General Motors продала всего 6150 автомобилей (Ford продавал 8–9 тысяч авто ежедневно). Слоун продолжал настаивать на снижении цен. Дюпон не соглашался до мая, пока наконец не разрешил понизить их в пределах от 11 до 21% в зависимости от марки автомобиля. Ford отреагировал мгновенно — понижением цены на 25%. Итого за 1921 год General Motors понесла убытки на 38,6 миллионов долларов. Только Buick и Cadillac оставались рентабельными. Доля General Motors на американском рынке составила 14%, Ford — 62%.

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



О проекте Спутник

"Спутник и погром" - Американско-израильский информационный проект по высмеиванию революционной ситуации в России 2014 года. Активно публикует уникальные материалы с целью вызвать национальную ненависть среди русскоязычного народа.

Последние новости

 

Революция 5.11.17

Twitter ноября 22, 01:37
5.11.17: Поехавший Мальцев и его Бездарная революция (Романов Роман) http://ift.tt/2iG4Qmq

Twitter ноября 21, 20:47
Зэмлык артэ: 5.11.17 обделалисьбольше визгу было http://ift.tt/2jJ8rDj

Twitter ноября 21, 17:47
Liudmila Kutsenko: Всем привет! Вот у меня закралась такая идея. Либо я капитан очевидность либо как тот чинга чгук… https://twitter.com/i/web/status/933029046132363264

Twitter ноября 21, 17:47
iamMoonwalker: 5.11.2017 версия 2? Ну-ну) Кто новый вожак? Бородатого спихнули уже? http://youtube.com/watch?v=iYMYuMSG-h4&lc=z22gt15j5z3mjhto104t1aokg3p1zvmotgcahvh54agjrk0h00410.1511268360196321

Twitter ноября 21, 17:47
Jerome Smith: Русские опоздали на 5.11.2017. Пусть терпят терпилы. http://youtube.com/watch?v=oVMOo9TDl4U&lc=z22btfsxzzeidfz1aacdp43amgnkqzr4yk0sp3tlzb5w03c010c.1511275487845205

Twitter ноября 21, 15:27
5.11.17: Из СтивенсонаИз вереска напиток слабей, чем самогон.Йому борща не трэба и сала с чесноком.Два карлика жест… https://twitter.com/i/web/status/932993877530894336

Twitter ноября 20, 21:17
5.11.17: Путин: «Мы сохраним для всех этот либеральный режим, который, на мой взгляд, является одной из фундаментал… https://twitter.com/i/web/status/932719686877360128

Twitter ноября 20, 21:17
Олег Чемпионов: 5.11.17 щ http://youtube.com/watch?v=KBfhVXZ7wX8&lc=z22vip1y3wzkuj5py04t1aokgd5jtsn2bpja0tmyeqomrk0h00410.1511206430346070

Twitter ноября 20, 21:17
5.11.17: Обращение пРезидента Влаг Цепиша к Федеральному Собранию дрищей Бандерлоги – это самое лучшее, что есть на… https://twitter.com/i/web/status/932719685052878849

Twitter ноября 20, 16:57
5.11.17: В Интернете гадят КГБшные говнюки, маскирующиеся под украинцев, под евреев, под мусульман, под русских.В И… https://twitter.com/i/web/status/932654119743082496

Подпишись в Твиттере